Минимальный размер алиментов в виде конкретной суммы, не указан ни в одном нормативно-правовом акте на момент 2018 года. Депутаты Государственной Думы уже не первый год рассматривают новый проект, который предусматривает установление единого для всех граждан размера алиментного минимума. Согласно законопроекту будет можно установить точный минимальный размер алиментов, который составит примерно 10 000 рублей. Для полноценного обеспечения ребенка этих денег вполне достаточно. Однако такое решение пока требует корректировки.
Если для плательщика со средним уровнем дохода эта сумма будет вполне приемлемой, то для человека, который получает минимальную зарплату, алиментный минимум окажется неподъемным.
Кроме того, эта сумма гораздо больше размера прожиточного минимума в большинстве регионов Российской Федерации.
Другими словами, велик риск, что большая часть плательщиков может остаться без средств к существованию.
Минимальный размер выплат рассчитывается судом, согласно с критериями, установленными в статье 81 Семейного Кодекса Российской Федерации. При расчете суммы, учитываются следующие показатели:
- Размер прожиточного минимума в регионе проживания ребенка. Эта величина определяет сумму алиментов для неработающих плательщиков.
По данным 2018 года минимальная величина алиментов на ребенка в Москве составляет 3140 р. Алименты в размере 6 тысяч рублей — это средняя величина выплат по России. Размер прожиточного минимума не влияет на величину алиментов, если она рассчитывается относительно уровня дохода.
- Количество несовершеннолетних детей. На содержание одного ребенка изымается четверть всех доходов плательщика, на двоих — треть, а на трех и более детей — половина;
- Доходы плательщика. Размер алиментов не может превышать общую сумму дохода, а также быть выше минимального размера оплаты труда.
На 2018 год по Москве и области он составляет 18 742 руб. Если же плательщик не имеет официального места работы, то размер алиментов рассчитывается согласно с размером прожиточного минимума в регионе его проживания.
- Доходы получателя. Имеют косвенное влияние на размер алиментов, поскольку главная цель взыскания – сохранить для ребенка привычный уровень жизни в период, когда воспитанием и содержанием занимались оба родителя.
- Потребности ребенка или детей. Размер алиментов зависит и от особых потребностей детей, при учете физических или психологических дефектов.
При их наличии, сумма выплат может возрасти, в зависимости от группы инвалидности. На содержание ребенка с ограниченной дееспособностью у родителя уходит немало времени, вследствие чего он часто не способен устроиться на работу.
Минимальный размер выплат – величина не фиксированная. Определяется судом в случае, если стороны не достигли согласия при оформлении договоренности. В других случаях, рекомендуется подписать нотариальное соглашение.
Минимальный размер алиментов на ребенка в 2018 году
Исходя из перечисленных выше пунктов, установить точную величину возможным не представляется, но даже если родитель активно уклоняется от уплаты алиментов, всегда можно подать судебный иск с целью определить взыскание в твердой денежной сумме, отталкиваясь от расчетов величины прожиточного минимума на ребенка. В 2018 году она составляет примерно 8-10 тысяч рублей.
Если плательщик работает
В этом случае взыскание алиментов происходит из официальной заработной платы, через бухгалтерию предприятия, где плательщик трудоустроен. После уплаты налогов со всех видов доходов родителя удерживается от 25% до половины денежных средств, в зависимости от количества детей.
Обращаем ваше внимание! Алименты взимаются со всех без исключения видов доходов, начиная от заработной платы, премий и отпускных и до сторонних пополнений: сдельные гонорары, авторские вознаграждения, арендные поступления, и т.д
Если плательщик не работает официально
В таких обстоятельствах особенно рекомендовано обращаться в суд. Существует высокая вероятность того, что расчет будет производиться по отношению к среднему уровню заработной платы по России. В каждом регионе размер такой оплаты меняется, но принимая во внимание размер МРОТ (не путать с прожиточным минимумом), исчисление суммы алиментов может проводиться именно от этого параметра.
Важно! Решения суда в отношении неработающего алиментоплательщика передаются судебным приставам, а характер взыскания в этом случае уже может приобрести статус принудительного, с соответствующими штрафными мерами и наложением ареста на движимое и недвижимое имущество.
Если алименты выплачиваются в твердой сумме
Обоюдовыгодная нотариальная договоренность или судебное решение, но ни в одном случае размер алиментов в фиксированном размере не зависит от зарплатных колебаний плательщика.
Денежные выплаты рассчитываются кратно именно размеру прожиточного минимума, а если этот показатель в регионе не зафиксирован, судебными органами за основу берется статистическая информация Правительства РФ.
Когда алименты в твердой сумме выгодны:
- Ответчик имеет нестабильную (сдельную) заработную плату
- Доход плательщик имеет в валюте, в натуральной или смешанной форме
- Официальный доход отсутствует
При этом алименты могут уплачиваться не только на ребенка, но и для того супруга, в чьей ответственности находится содержание несовершеннолетнего.
Минимальная сумма алиментов при соглашении сторон
Если определение размера выплат происходит в добровольном порядке, то в судебном процессе нет необходимости, достаточно оформить акт соглашения. В этом случае обе стороны могут согласовать размер алиментов самостоятельно, учитывая индексацию, изменение суммы алиментов и периодичность выплат.
Также это дает плательщику право указать особенности, по которым будут использоваться полученные от него средства. В этом случае плательщик обязан предоставить своему работодателю заявление о взыскании определенной суммы из его заработной платы, согласно размерам алиментов.
В документе обязательно указывается:
- дата, с которой начинается удержание выплат из заработной платы;
- размер алиментов;
- срок, в который адресат должен получить свою сумму;
- номер банковского счета получателя.
К заявлению прикрепляется копия акта о добровольном соглашении обеих сторон. Если соглашение не составлено, а плательщик обязан вносить алименты принудительно, к документу прикрепляется копия исполнительного листа из суда.
Задолженность в выплате алиментов
Если плательщик уклоняется от выплаты, получатель имеет право обратиться в мировой суд по месту жительства – своего или ответчика. Исполнитель рассчитает размер задолженности, но только в том случае, если взыскатель обратился к нему в течение трех лет после начала уклонения. Сумма рассчитывается относительно двух параметров:
- размер официального заработка плательщика, если у него есть место работы;
- размер средней заработной платы по России, по данным 2018 года.
Так как размер средней заработной платы значительно превышает величину прожиточного минимума в большинстве регионов страны, сумма алиментов в случае удержания из доходов заметно возрастает. Если задолженность возникла по вине плательщика, он обязан уплачивать пени в размере 0,5% от размера долга за каждый день неуплаты.
Изменение размера алиментов
Это практикуется при изменении материального или семейного положения одной из сторон. Если алименты рассчитывались на основе соглашения, без вмешательства суда, можно просто заключить новую нотариальную договоренность, указав измененную сумму выплат. Размер выплачиваемых алиментов на ребенка можно снизить, если:
- доход плательщика уменьшился.
Если алименты оплачивались в процентах от дохода, снижение размера выплат происходит само собой, но в том случае, когда была назначена твердая сумма, следует обратиться в суд;
- получатель увеличил свой доход;
- плательщик изменил свое семейное положение – появился еще один ребенок, которого нужно содержать, или же другой иждивенец.
Чтобы уменьшить алименты, следует подать заявление в суд. В нем необходимо кратко и конкретно изложить все причины, по которым следует снизить размер выплат на ребенка. Помимо заявления, нужно предоставить суду пакет документов:
- исполнительный лист суда или соглашения об уплате алиментов на ребенка;
- подтверждение снижение доходов плательщика. Суд принимает справки из официального места работы или выписки из налоговой службы;
- прочие бумаги, которые подтверждают наличие приведенных в заявлении причин для снижения размера выплат.
Плательщик имеет право обратиться в суд с этим заявлением на протяжении всего срока выплат.
Как увеличить минимальные алименты?
В этом случае основания должен привести получатель, а не плательщик. Однако это не является установлением дополнительных алиментов (как на содержание родителя в декрете). Вескими причинами для повышения алиментов может быть:
- снижение уровня дохода получателя. В этом случае, адресат также обязан подтвердить суду снижение уровня своих доходов;
- возрастание потребностей несовершеннолетнего ребенка;
- прочее.
Индексация алиментов
Величина алиментов на ребенка может меняться не только по требованию одной из сторон, но и согласно параметрам индексации, когда сумма алиментов корректируется под тот минимум услуг или товаров, который можно было приобрести на момент, когда суд или стороны назначали алименты. Согласно закону, индексация может осуществляться в отношении твердой суммы выплат.
Освобождение от алиментов
Если нет никаких оснований для осуществления выплат, алименты от плательщика больше не начисляются. Например – достижение совершеннолетия ребенком является одной из важнейших причин для освобождения плательщика от обязательств.
Достойным основанием можно считать и получение трудоспособности совершеннолетним получателем. Адресат не получает начислений и в том случае, если плательщик взял на себя ответственность по опеке и материальному содержанию ребенка.
Отказ в выплате алиментов
Это довольно редкий случай в судебной практике, пересекающийся уже с другой стороной супружеских отношений – лишение родительских прав. Судебным решением лишить ребенка алиментов почти невозможно. Но если принять во внимание добровольный отказ получателя от выплат, то можно опираться на следующие условия:
- Плательщик передает получателю в счет алиментов на ребенка своё имущество, равное или превышающее стоимость всех выплат до наступления совершеннолетия.
- Одна из сторон имеет достаточно средств для самостоятельного содержания себя и ребенка, в то время как любой контакт с плательщиком нежелателен по причине его агрессивного поведения или уже имеющихся фактов причинения вреда.
- Плательщик злостно уклоняется от выплаты алиментов, при этом у ребенка привязанность к родителю отсутствует, или сам родитель проживает в другой стране и в его отношении инициирован процесс лишения родительских прав.
(2
Алименты в 2018 году
- Эта статья устарела!
- Обо всех основных изменениях в порядке уплаты алиментов с 1 января 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:
- Алименты на ребенка в 2019 году
В России на протяжении последних лет самым острым и волнующим вопросом семейного и алиментного законодательства является возникновение долга по алиментам. Общая сумма алиментной задолженности в России исчисляется 100 миллиардами рублей, однако существует эта цифра лишь на бумагах – фактически взыскатели алиментов на несовершеннолетних детей либо получают очень низкие суммы выплат, либо не получают их вовсе. А должники, численность которых более 800 тыс. человек, всячески избегают контакта как со взыскателями, так и с судебными приставами-исполнителями, и не несут ответственности за неуплату средств на содержание детей.
https://www.youtube.com/watch?v=tW-uzw_GIuo
С 2018 года благодаря принятию Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», который будет действовать до конца 2027 года, началась усиленная работа законодательных и исполнительных органов в области алиментов.
Также 2018 год в разрезе алиментного законодательства можно отметить тем, что начали действовать принятые в 2017 году нововведения в части усовершенствования доведения алиментных выплат до получателей посредством введения социальных гарантий и расширения мер воздействия судебными приставами на должников. В 2018 году были предложены и находятся на рассмотрении отдельные законопроекты, также направленные на облегчение положения взыскателей алиментов, долгое время не получающих выплаты.
Новые законы об алиментах – изменения 2018 года, уже вступившие в силу
Все действующие нововведения в 2018 году касаются разрешения самого острого вопроса – выплаты алиментной задолженности. Основные законопроекты, которые были утверждены, направлены на создание специальной социальной выплаты неполучателям алиментов, а также на расширение сферы полномочий и обязанностей судебных приставов-исполнителей и работодателей должников.
В связи с установлением новых значений прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) по России в 2018 году произошли изменения в определении размера алиментов.
- Согласно приказу Минтруда России от 25.06.2018 № 410н размер ПМ на детей за 1 квартал 2018 года равен 9959 рублей. Прожиточный минимум применяется при расчете алиментов, если отец не работает или имеет нестабильный доход. Таким образом, минимальные алименты на ребенка в 2018 году с неработающего могут быть взысканы в твердой денежной сумме, кратной величине ПМ в регионе проживания ребенка.
- При долевом удержании алиментов с официально работающего родителя, взыскатель имеет право требовать ежемесячные алименты с работодателя не менее 2 790 руб.Это связано с установлением с 1 мая 2018 года МРОТ по РФ в сумме 11 163 руб. (ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ).Следовательно, минимальные алименты на 1 ребенка в 2018 году с работающего отца составят 11 163 / 4 = 2 790 руб.
Выплата пенсии по потере кормильца вместо алиментов
7 марта 2018 года вступил в законную силу и начал применяться на практике Федеральный закон №48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Законом предусматривается возможность взыскателя алиментов по рекомендации судебного пристава-исполнителя обращаться в суд с иском о признании должника безвестно отсутствующим, если он находится в безрезультатном исполнительном розыске не менее 1 года.
В случае признания судом должника пропавшим без вести, ребенок считается имеющим право на получение пенсии по потере кормильца от Пенсионного фонда РФ вместо алиментов.
Чтобы получать пенсию по потере кормильца вместо алиментов, взыскателю необходимо соблюсти ряд условий:
- наличие судебного приказа или исполнительного листа о назначении алиментов;
- возбуждение исполнительного производства в отделении управления федеральной службы судебных приставов (УФССП);
- наличие алиментной задолженности (т.е. неуплата алиментов);
- объявление должника приставом в исполнительный розыск в связи с неустановлением его местонахождения и наличие одноименного постановления;
- отсутствие результата проводимых розыскных действий после истечения годичного срока объявления в розыск.
На основании вышеперечисленных обстоятельств судебный пристав самостоятельно или же по инициативе взыскателя должен разъяснить ему порядок выступления в районном суде с исковым заявлением «О признании должника безвестно отсутствующим лицом». Основанием для принятия судом положительного решения станет предъявленная именно приставами информация о безрезультатности проведения розыскных действий, включая показания свидетелей.
Действуя в защиту прав несовершеннолетних, суды в большей части принимают положительные решения по данным искам.
Решение суда о признании должника пропавшим без вести становится основополагающим документом для Пенсионного фонда при назначении ребенку пенсии по потере кормильца вместо алиментов от отсутствующего родителя.
Несмотря на то, что, по сути, алиментные обязательства должника становятся обязанностями государства, им данная процедура не приносит ничего хорошего: если вдруг неплательщик объявится, его ждет масса неприятных последствий:
- во-первых, государственные выплаты в виде пенсии по потере кормильца автоматически станут долгом неплательщика уже перед государством;
- во-вторых, суд при вынесении решения направляет его во многие службы и ведомства с целью признания недействительными отдельных документов должника: паспорта, водительских прав, медицинского полиса, также происходит снятие лица с регистрационного учета;
- в-третьих, чтобы восстановить свои документы и гражданские права, неплательщику придется обращаться в суд с оспариванием предыдущего решения.
Индексация алиментов в твердой денежной сумме организацией
Когда алименты в пользу ребенка взысканы в твердой денежной сумме (ТДС), предусматривается их ежеквартальная индексация пропорционально росту прожиточного минимума на ребенка в регионе его проживания (ст. 117 Семейного Кодекса (СК) РФ).
Индексация производится для того, чтобы алименты в ТДС соответствовали постоянному росту потребительских цен на товары и услуги.
Ранее отслеживание индексации алиментных платежей было обязанностью судебных приставов-исполнителей, которые ввиду их высокой рабочей загруженности и огромному количеству исполнительных производств нередко упускали проведение этой работы.
В итоге твердая сумма алиментов достаточного количества взыскателей не менялась годами, что приводило к нарушению прав несовершеннолетних на нормальное содержание от обязанного к уплате родителя: цены росли, а алименты оставались прежними.
Данная проблема была разрешена 14 ноября 2017 года вследствие вступления в силу Федерального закона №321-ФЗ.
Согласно данному закону обязанность по индексации алиментов стала лежать не только на судебном приставе-исполнителе, но и на работодателе трудоустроенного алиментщика независимо от того, кем предъявлен к исполнению исполнительный лист на рабочее место плательщика.
Законодатели объяснили подобную поправку в Семейный кодекс тем, что работодателям гораздо проще будет отслеживать индексацию алиментов, поскольку единиц плательщиков в твердой сумме у них в разы меньше, нежели исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей.
Пример. На одно предприятие N, насчитывающее 3 000 сотрудников, плательщик алиментов в ТДС всего один, а у судебного пристава, ведущего участок района N в этом же городе, свыше 400 исполнительных производств на алименты в ТДС. Естественно, работодателю проще отследить и грамотно рассчитать индексацию алиментов с одного работника, нежели приставу с 400 плательщиков.
Расширение полномочий судебного пристава исполнителя в отношении должника
Когда у неплательщика нет официального заработка, средств на счетах в банке и имущества, на которое можно обратить взыскание, при наличии задолженности свыше 10 000 руб. к нему можно применять меры административного воздействия.
Наиболее жесткими (помимо уголовной ответственности) для должников в нашей стране являются нормы применения ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно:
- обязательные работы на срок до 150 часов;
- административный арест на срок от 10 до 15 суток;
- штрафование должника в сумме 20 тыс. руб. в случае невозможности применения двух указанных выше мер.
Однако даже привлечение к этим видам ответственности требует от судебного пристава соблюдения ряда условий, одним из которых является неоднократное уведомление должника о возможном применении мер по ст. 5.35.1 КоАП и взятие с него письменных объяснений о причине наличия задолженности.
Получается замкнутый круг: должники не идут на контакт с приставами, не являются для дачи объяснений – а, следовательно, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Обращение в органы внутренних дел для осуществления задержания и доставления неплательщиков существенно замедляло и тормозило работу сотрудников УФССП.
В конце октября 2017 года проблема разрешилась: в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, расширившие полномочия судебных приставов-исполнителей в части самостоятельного привода и задержания должников.
Теперь механизм привлечения к административной ответственности стал существенно проще и представляет собой следующую последовательность:
- Наличие алиментной задолженности.
- Вызов должника на прием в ФССП.
- Отсутствие реагирования неплательщика.
- Вынесение постановления о задержании и приводе.
- Доставление в отделение УФССП.
- Взятие объяснений судебным приставом у должника.
- Вынесение решения о привлечении к ответственности в случае непогашения алиментного долга.
Уменьшение размера неустойки за просрочку выплаты алиментов
16 мая 2018 года депутатом фракции КПРФ Тамарой Плетневой повторно был внесен в Государственную Думу законопроект об уменьшении размера взыскиваемой судом неустойки за просрочку алиментных платежей. Суть законопроекта состояла в следующем:
- снизить фактический размер неустойки с 0,5% до 0,1% в день от общей суммы просроченной алиментной задолженности;
- наделить суды полномочиями по уменьшению размера неустойки с учетом материального и (или) семейного положения алиментщика, если взыскиваемая сумма несоразмерна выплате.
Закон направлен на обеспечение принципа соразмерности неустойки, поскольку зачастую ее размер достигает сотен тысяч рублей с одного должника, что в реальности становится по сути непосильной суммой к выплате алиментоплательщиком.
Инициативный документ успешно прошел три чтения Госдумы, и 24 июля 2018 г. был одобрен на заседании Совета Федерации. Соответствующий закон был подписан Президентом России В. Путиным от 29.07.2018 № 224-ФЗ.
Изменения в алиментном законодательстве, находящиеся на стадии рассмотрения в 2018 году
Законопроекты, находящиеся на стадии рассмотрения в Госдуме, являются положительными не только для взыскателей алиментов, но отчасти и для должников.
Это положение относится к защите неких социальных гарантий обоих сторон алиментного производства.
Например, предлагается запретить удерживать в счет алиментов выплаченные лицу-должнику социальные гарантии (иные алименты на другого ребенка, возмещение вреда здоровью, средства материнского капитала и т.д.).
Ниже подробно рассматривается, какие законопроекты были внесены для рассмотрения в Госдуму в 2018 году и на какой стадии рассмотрения они находятся.
Создание специального социального банковского счета
Законопроект №221778-7 был внесен в Государственную Думу летом 2017 года, но в настоящее время прошел только одно чтение.
Сутью законопроекта является то, что социальные выплаты физическим лицам (средства за возмещение причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, алиментные на иного ребенка), на которые не может быть обращено взыскание приставами для ликвидации алиментной задолженности, будут вноситься на специальный социальный банковский счет.
Обращение взыскания на средства с такового счета будут наказываться применением ответственности к должностному лицу в размере от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.
В настоящее же время судебные приставы-исполнители имеют право списания денежных средств со всех без исключения счетов должника и, более того, законом не предусмотрено выяснение приставом целевого назначения этих средств. Это влечет в некоторых случаях списание средств должника, запрещенных к взысканию, что в дальнейшем выливается в череду обжалований неплательщиками, чьи социальные права грубо нарушаются.
Законопроект уточняет, что иные средства должников, не имеющие отношения к социальным гарантиям, не будут иметь возможности зачисляться на специальный банковский счет.
Будет ли государство платить алименты за неплательщиков в 2018 году?
10 июля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект №507182-7 о внесении изменений в ст. 112 СК РФ. 12 июля 2018 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей для дальнейшего его рассмотрения.
Основной задачей предлагаемого законопроекта является выплата алиментов государственным органом – социальной защитой населения – тем взыскателям, которые не получали алименты более 6 месяцев, а должники не имеют достаточного заработка и иного дохода для погашения задолженности.
Внося подобное предложение, законодатели ссылаются в первую очередь на защиту гарантий несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, признанных нуждающимися в алиментах лицами.
Что не изменилось в законодательстве по алиментам?
Некоторые громкие и широко обсуждаемые инициативы, которых так ждали взыскатели алиментов, так и не были утверждены депутатами Госдумы, поскольку, по их мнению, законодательство в этой части достаточным образом соблюдает гарантии алиментополучателей.
В итоге были отклонены такие законопроекты, как:
- Алименты после 18 лет – проект предлагал фактическую выплату средств при обучении совершеннолетнего лица по очной форме в школе или ВУЗе до его окончания, однако был отклонен в пользу существующей законной нормы – ст. 80 и ст. 120 СК РФ устанавливают прекращение алиментных обязательств при достижении ребенком совершеннолетия независимо от места и формы его учебы.
- Уплата жилищных алиментов – выплаты на некие жилищные гарантии ребенка отдельно проживающим родителем (например, оплата ипотечного взноса за долю ребенка или частичная оплата коммунальных услуг либо часть выплаты за съемное жилье, в котором проживает ребенок). В итоге подобная инициатива была отклонена ввиду фактически существующей в законодательстве альтернативы – а именно ст. 86 СК РФ о возможности взыскания дополнительных расходов на ребенка, которую можно использовать в том числе и на реализацию жилищных прав несовершеннолетнего.
- Создание особого алиментного фонда – речь идет о некой финансовой «подушке», из которой могли бы выплачиваться алименты тем взыскателям, которые не получают ежемесячные платежи по самым различным на то причинам. Однако в случае принятия вышеуказанного законопроекта №507182-7 о выплате алиментов государством спустя полгода их неуплаты, алиментным фондом по сути могут стать средства органов социальной защиты населения, которые возьмут на себя данные финансовые обязательства.
- Установление минимального размера алиментов – инициаторами законопроекта некогда стали депутаты партии ЛДПР, предлагающие минимальный алиментный порог в размере 15 тыс. руб. Данная инициатива не нашла подтверждения и в настоящее время минимума и максимума по величине алиментов не существует. Ведь размер алиментов складывается из самых различных факторов: способа взыскания, социального и семейного положения сторон, размера дохода плательщика и т.д.
Алименты в 2018 году
- Внимание, эта статья устарела!
- Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:
- → Алименты в 2019 году ←
В 2017 году алиментное законодательство претерпело ряд существенных изменений, которые в полной мере начнут работать с 2018 года. Конечно, основные аспекты алиментного законодательства остаются неизменными (это, прежде всего, установленные Семейным кодексом положения о принципах назначения, способах уплаты, возбуждения исполнительного производства и взыскания алиментов в 2018 году).
Однако некоторые аспекты семейного и исполнительного законодательства для сторон алиментных правоотношений все же усовершенствовались, причем не только в пользу получателей средств, но отчасти и в пользу их плательщиков-должников.
При этом многие проекты законов, вносимых на рассмотрение в Государственную Думу, так и не получили поддержку депутатов, в частности.
Среди них многие «наиболее ожидаемые» уже на протяжении нескольких последних лет:
- закон об уплате алиментов после 18 лет, если ребенок учится (в последний раз «алиментный» возраста ребенка предлагалось повысить на период его обучения в колледже или вузе до достижения 24 лет);
- проект закона об утверждении алиментного минимума (минимальный гарантированный размер алиментов на ребенка, который выплачивался бы независимо от материального положения второго родителя, в том числе за счет средств широко обсуждаемого государственного алиментного фонда);
- нововведение в части дополнительных выплат на ребенка — так называемые жилищные алименты — ввиду широкого общественного резонанса эта инициатива так и остается неутвержденной.
Следовательно, в 2018 году вышеперечисленные инициативы общественных деятелей не будут иметь должной юридической силы.
Алименты на ребенка — новые законы на 2018 год
Нововведения в законодательстве, касающиеся вопросов взыскания алиментных выплат, происходили постепенно в течение 2017 года и являлись неизбежными, поскольку представители власти на фоне неутешительных показателей алиментных долгов в РФ неоднократно отмечали, что институт взыскания этих первоочередных выплат далеко не совершенен, поэтому год от года растут цифры злостных уклонистов и детей, не получающих законные средства.
В связи с этим большинство принятых нововведений касается усовершенствования процедуры взыскания и направлены:
- на борьбу с должниками и злостными уклонистами;
- на повышение гарантий прав ребенка на получение алиментов.
В части уклонения от уплаты алиментов или алиментной задолженности
в 2018 году самыми распространенными и действенными мерами воздействия на должников будут являться ранее принятые нововведения:
- ограничение пользования должника правом на управление транспортным средством (ст. 67.1 федерального закона № 229-фз от 02.10.2007 «об исполнительном производстве») — т.е. временное приостановление действия водительских прав.
- временное ограничение права на выезд должника за пределы россии (ст. 67 фз-229) — т.е. невозможность покинуть пределы рф до полного погашения долга перед ребенком.
- привлечение неплательщиков к административной ответственности по ст. 5.35.1 коап рф, введенной в середине 2016 год и предусматривающей:
- обязательные или исправительные работы;
- административный штраф в размере 20 тыс. руб.;
- административный арест от 10 до 15 суток.
в рамках работы по привлечению должников к административной ответственности необходимо проводить процедуры задержания и доставления, что раньше могло осуществляться только сотрудниками органов внутренних дел (полиции), что во многом усложняло и затягивало работу судебных приставов-исполнителей.
однако с ноября 2017 года служба судебных приставов (фссп) получила новые полномочия в части самостоятельного осуществления задержания и доставления должников уже без привлечения сотрудников мвд для составления административных протоколов в связи с внесенными изменениями в ст. 27.2 и ст. 27.3 коап рф.
индексация алиментов и задолженности по ним в 2018 году
индексация алиментов — это способ защиты получателей средств в твердой денежной сумме от ценового повышения, т.е. увеличение фиксированной суммы алиментов кратно увеличению прожиточного минимума (пм) в регионе назначения.
изменение прожиточного минимума предусмотрено ежеквартально — следовательно, индексация алиментов, назначенных в твердой сумме (или задолженности по ним), должна происходить в эти же сроки — т.е. каждые 3 месяца (при условии повышения пм, что на практике бывает не всегда — стоимость потребительской иногда может и снижаться).
в связи с принятием изменений, внесенных в ст. 117 ск рф и отдельные статьи 229-фз «об исполнительном производстве» новым законом от 14.11.
2017 № 321-фз, обязанность проведения индексации ложится на организацию-работодателя плательщика алиментов независимо от того, кем был предъявлен исполнительный лист — приставом или взыскателем лично.
данное изменение позволит облегчить работу судебных приставов, на которых ранее лежала обязанность индексирования алиментных платежей, и реализовать право взыскателя на индексацию, поскольку работодатели, как правило, строго следят за исполнением алиментного законодательства.
пенсия по потере кормильца вместо алиментов
в феврале 2017 года на общественное обсуждение был вынесен разработанный минюстом рф проект федерального закона, предусматривающий при невозможности разыскать должника-алиментщика в течение 1 года после объявления его в исполнительный розыск следующие обязательные действия судебного пристава-исполнителя:
- закрыть исполнительное производство;
- разъяснить взыскателю право и порядок обращения в суд с иском о признании должника безвестно отсутствующим.
самое главное последствие этого нововведения — при вынесении положительного решения суда о признании неплательщика по алиментам безвестно отсутствующим пенсионный фонд на его основании будет обязан назначить взыскателю пенсию по потере кормильца как альтернативу алиментным платежам.
данный законопроект пока находится на стадии рассмотрения, по его существу ведутся разносторонние дебаты и окончательного утверждения он не получил. однако 4 октября 2017 года он был внесен правительством рф на рассмотрение в госдуму и зарегистрирован под номером 277183-7.
- с точки зрения алиментополучателей инициатива такого рода, несомненно, выигрышная, т.к. при утверждении этого закона у них появится реальная возможность получения долгожданных средств.
- самим неплательщикам тоже выгодно подобное положение дел — по сути, их обязательства становятся бременем государства (а ведь за ними могут числится также и иное материальное бремя, например, кредитные долги и т.п.).
- и только государственной казне и без того дефицитному бюджету пенсионного фонда в этом случае придется «несладко» — в этом и состоит основная причина нахождения проекта на незавершенной стадийности.
содействие в трудоустройстве должников
поправки могут коснуться закона «о занятости населения в российской федерации» и обязать службы занятости в приоритетном порядке предоставлять рабочее место лицу, имеющему алиментные обязательства (в т.ч.
и задолженность по алиментам).
если инициатива получит утверждение в 2018 году, то судебные пристав-исполнители будут выписывать безработным алиментщикам направления в центры занятости населения для соискания рабочих мест в первоочередном порядке.
однако, для сравнения, в соседней белоруссии, опыт с безработными должниками принципиально иной и более жесткий — неплательщики-тунеядцы обязываются к принудительному трудоустройству по решению суда.
что не будет с алиментщиками в 2018 году?
Некоторые обсуждаемые законотворческие инициативы касательно изменения алиментного законодательство в итоге так и не были утверждены — а, следовательно, они не могут быть применимы в 2018 году.
Закон о минимальном размере алиментов
№ 489583-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов» |
Закон предусматривает установление минимального размера алиментов, приравненного к размеру прожиточного минимума в определенном субъекте РФ, а по предложению одного из депутатов либерально-демократической партии — и вовсе доведенного до размера 15 000 руб. |
В настоящее время и в грядущем 2018 году установленной величины минимального размера алиментов (равно как и максимального) не существует: размер алиментов зависит от способа их назначения, материальной обеспеченности и социального положения обеих сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств, на которые ссылаются взыскатель и плательщик. |
Закон об уплате алиментов на ребенка после 18 лет
№ 876581-6 «О внесении изменений в Семейный Кодекс РФ» |
Законопроект, предусматривающий продление алиментных обязательств после достижения совершеннолетия ребенком при условии прохождения им обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех видов вплоть до окончания обучения. |
В 2018 году в силе остаются действующая ст. 80 СК РФ, утверждающая обязанность родителей содержать своих детей до совершеннолетия, и ст. 120 — утверждающая прекращение алиментного обязательства родителя при достижении сыном или дочерью 18-летнего возраста. |
Закон о жилищных алиментах
№ 514367-5 «О внесении изменений в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации в целях привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в несении дополнительных расходов для обеспечения ребенка жилым помещением» |
Законопроект, предполагающий учредить некие жилищные алименты при условии отсутствия у ребенка жилищных гарантий. |
В настоящее время и в будущем 2018 году действующей остается неизмененная ст. 86 СК РФ, предусматривающая возможное понуждение судом родителя к несению на ребенка дополнительных расходов в общем (уже совершенных или предполагаемых в будущем), среди которых могут быть заявлены в том числе и затраты на жилье для несовершеннолетнего. Иными словами, отдельной формулировки «жилищные алименты» пока не существует, а используется обобщающий термин «дополнительные расходы на ребенка». |
Однако, как показывает практика, при наличии «общественного запроса» даже отклоненные Госдумой предложения могут вноситься на повторное рассмотрение и даже в конце концов имеют шансы быть принятыми. Поэтому не исключено, что какие-то из этих предложений будут повторно рассматриваться и обсуждаться депутатами уже в новом, 2018 году.